Top.Mail.Ru

Обзор на аниме-сериал «Провожающая в последний путь Фрирен»: Обычное аниме, обычное фэнтези, но…

Обзор на аниме-сериал «Провожающая в последний путь Фрирен»

Мне прям нравится, как у нас проходят эти голосования на выбор следующего фильма в конце каждого обзора: каждый раз результаты неожиданные. Мы тут уже и советскую классику поразбирали, и голливудское кино с Оскарами, а теперь вот, значит, аниме. Красота.

«Провожающая в последний путь Фрирен», которую далее мы будем именовать как-то покороче, это новый аниме-сериал, который выходит вот сейчас. И я уже вижу вопрос внимательного гипотетического читателя:

– А чего ты обзор то пишешь, если ещё даже сезон до конца не вышел? Офигел?

Отвечаю: да, офигел. А ещё я мангу читаю, а экранизация её повторяет, считай, дословно, так что чем сезон закончится я в курсе. Спойлер: ничем. Но это нормально, это хорошо даже. Другой вопрос: а нужна ли нам вообще экранизация, которая вообще ничего нового не привносит и, по сути, просто рекламирует мангу? Тут ведь реплики и даже постановка кадра ну просто один в один, и это я молчу о том, что в экранизации статичных кадров много.

Ещё один хороший вопрос, гипотетический читатель, ты прям сегодня отжигаешь. В целом, я лично не очень понимаю, почему такие экранизации выходят дальше первого сезона, потому как зачем ждать 2 года, пока нарисуют следующий сезон, когда можно открыть первоисточник и прочитать всё за несколько вечеров? Читать не так страшно, как кажется на первый взгляд, я вам обещаю. Я лично так и сделал со всеми понравившимися мне аниме-сериалами – просто взял и почитал что там дальше. Таких аниме-сериалов было… три.

Здесь я, как честный критик, должен сделать два небольших признания.

Первое: я очень не люблю аниме и считаю это направление искусства скорее ущербным, можно даже сказать недоразвитым. Одни и те же типажи, одни и те же сюжеты, одна и та же рисовка, из-за которой иной раз непонятно, мальчик перед тобой или девочка.

Лица из аниме

При этом в аниме частенько бывают оригинальные сюжеты, смелые идеи, весьма необычные завязки или необычный выбор героев… Которые неизменно сводятся к стандартным сюжетным линиям и шаблонным сюжетным аркам. Что поделать, большая часть этих оригинальных идей родилась как шутка, сделанная на коленке, но народу понравилось и вот вам 300 глав бесконечного приключения. Е-е-е, победа…

Аниме «Перерождение безработного», для примера, начинается достаточно интересно, локально, и главный герой там просто живёт и постепенно решает свои беды с башкой. Приятный контраст был с вечными историями про спасение мира от рук не-такого-как-все-школьника. А потом всё скатилось к стандартной бодяге про избранного, который собирает гарем симпатичных девок.

Ну или вон Ванпачмен был прям классный поначалу, оригинальная идея была диво как хороша. Потом в аниме про Ванпанчмена стало как-то исчезающе мало, собственно, Ванпанчмена, но тоже было неплохо, оригинально. Сейчас же сюжет в манге дошёл до полного ничего и стал тем, что сам изначально и высмеивал.

И вот так оно во всём этом оставленном богами направлении. Большинство авторов из Японии даже не утруждаются своих героев придумывать, используя вместо творчества набор стандартов, выдавая одних и тех же «цундэрэ» раз за разом. Чего уж там, в аниме даже по стилю рисовки персонажа можно сюжет угадывать.

Кадры из аниме

Но таки да, у меня есть любимые аниме сериалы, и я даже читал какие-то манги. Японцы клепают эти штуки в каких-то космических количествах, поэтому нет-нет да проскочит в этом густом коричневом потоке яркий бриллиант. Раза два в год. Из недавнего это «Магическая битва» – восхитительно тупое зрелище, которое не стесняется своей тупизны, ну и конечно же «Фрирен».

Второе признание: я капец как люблю фэнтези, хотя и признаю, что в этом жанре сейчас херни едва ли не больше, чем в аниме. Эльфы и гномы, маги с посохами, вечная история про то, как по гибельной пустыне и по снежным склонам гор идут, объединившись, файтер, клирик, маг и вор. Неудивительно, что «Игру престолов» в своё время продвигали как «фэнтези для тех, кто ненавидит фэнтези», просто чтобы сразу открестится от всего этого стандартного позора.

Так вот, «Фрирен». Это аниме, и это фэнтези про то, как партия приключенцев куда-то там идёт, беря побочные квесты по пути и занимаясь всякой разной фигнёй, никак не связанной с их основной целью. Звучит как худший вариант для меня на тему «чёб посмотреть», однако… мне понравилось.

Начнём с части про фэнтези. На первый взгляд у нас тут стандартный стандарт с почти бессмертными эльфами, бородатыми гномами, клириками, каким-то непонятным Злодейским Злом на севере и т. д. Прямо скажем, звучит не очень вдохновляюще. Однако почти сразу же «Фрирен» начинает показывать свои отличия от этих осточертевших «канонов жанра». И вот так сразу, с первой сцены нам сообщают… что приключение уже закончилось, Злодейское Зло побеждено и всё ништяк.

А потом мотают время на несколько десятилетий вперёд. И нет, древнее зло не вернулось, мир не встал в очередной раз на краю гибели и вообще ничего такого не случилось. Просто мир вокруг немного изменился, друзья главной героини постарели или умерли, а она осталась такой же, как и была, едва ли заметила этот временной промежуток. И тут я уже такой:

Кадры из фильма "Джанго освобождённый"

На моей памяти это первый раз, когда кто-то не просто обозначил, что «Я был там, Гендальф, три тысячи лет назад», а дал нам почувствовать вес этого долгожительства. Эпическое приключение на десяток лет для Фрирен – мимолётное событие, о победе над Главным Злыднем она даже и не вспоминает.

Прогресс при этом тоже не стоит на месте. Магия в этом мире это что-то вроде науки, и в ней наличествует явная гонка вооружений. Так всемогущее заклинание, что наводило шороху на весь мир и было ультимативным оружием, спустя полвека смотрится уже очень жалко, словно вы с кремниевым пистолетом пришли в боевой дрон стрелять. Опять же, не вспомню с ходу подобное развитие в каком-либо произведении. Кроме книжек Брендона Сандерсона, разве что, но то книги, не совсем подходит для сравнения.

Однако чувство идущего времени возникает не только по миру вокруг. То, что главная героиня с одной стороны прожила уже более тысячи лет, но с другой – по меркам эльфов всё ещё девочка, тоже ощущается, и это даже более весомо, чем магические инновации в мире. Её характер сочетается одновременно и взрослые черты, такие как мудрость, терпение или неспешность, так и черты явно детские. На фоне своей восемнадцатилетней спутницы она иной раз выглядит как натуральный ребёнок: спит до обеда, любит сладости и всякие безделушки, хочет открыть каждый сундук в подземелье.

Чёрно-белый рисунок аниме

По другим персонажам там тоже всё хорошо. Не прям великолепно как с самой Фрирен, но по крайней мере тут стараются избегать стандартных штампов и, кажется, в этот раз обошлось без единой цундэрэ. Прикольно, кстати, и то, что второстепенные персонажи – не придаток к героине, а как бы самостоятельные единицы, у которых имеются и свои цели, своя жизнь. Они могут присоединиться к ней и какое-то время идти вместе с ней, а потом покинуть её. Так или иначе.

Тем более что какой-то прям чёткой цели у странствий вечно молодой эльфийки и нету, как и сюжета как такового. Самое близкое тут к понятию «сюжет» это то, что Фрирен ооооочень медленно понимает, что 70 лет назад она была влюблена и у неё даже были отношения с человеком, о чём она в моменте вообще даже не догадывалась. В настоящем же ей вроде как дали некую цель, но это такое, про неё не удивительно будет и забыть иной раз, так как приключение тут – скорее набор так называемых филлеров. Весь сериал – просто череда побочных сюжетов, которые вообще никак между собой не связаны, и к основной задаче имеют отношение примерно никакое.

И они даже зачастую не особо интересны-то, в привычном понимании этого слова. Как вам например серия про то, что нужно убедить деревенского священника с игровой зависимостью стать приключенцем? А серия про чистку памятника? А серия про очистку… Другого памятника? Думаю, вы уловили суть. В сериале банально нет какого-то антагониста, бывают разве что злодеи в отдельных эпизодах. У Фрирен нет цели, только путь.

Не, иногда бывает какой-нибудь интересный момент со схваткой против сильных демонов или вот большая сюжетная арка про экзамен на магические права. Но там на самом деле уровень заинтересованности у самой Фрирен примерно одинаковый, вертела она эти экзамены на своём посохе. А вот узнать заклинание быстрой сушки белья – это да, это тема.

Ну и раз уж зашла речь про экзамены для волшебников, не могу не подметить: это грёбаная турнирная арка! Просочились таки, проклятые штампы анимешные, ну что ты будешь с этим делать, нигде нет от них спасения. Если это приключение в итоге сведётся к тому, что Фрирен окажется избранной и ей надо будет против Злющего Злодейского Зла выйти раз-на-раз, я буду крайне разочарован, конечно.

То есть, к сожалению, анимешность из этого аниме таки никуда не делась, она тут просто в терпимых количествах. Да, лица у всех персонажей одинаковы, и обрей ты их налысо да отрежь длинные уши, друг от друга и не отличишь. Ну, кроме парочки заметных исключений:

Кадр из аниме

Паренька постоянно обвиняют в каких-то извращениях, ударом топора можно разрубить гору, а злодеям непременно хочется поговорить во время боя и рассказать про свою магическую технику. Ну вы знаете: аниме.

И как у всякого аниме-сериала, тут прям много статичных кадров. Ощущение движения создаётся исключительно за счёт перемещения самой картинки, а не шевеления персонажей и окружения внутри этой картинки, а если персонажи таки двигаются, то это самые простые и зацикленные анимации. По моим ощущениям такой вот экономии тут даже поболее, чем обычно бывает у аниме.

Но! Это как-то даже и неплохо, потому что очень хорошо стыкуется с общим тоном повествования. И тон этот, как вы уже могли догадаться, очень неспешный, созерцательный, подчёркивающий основную идею о том, что в дороге важно не достигнуть цели, а сама эта дорога, люди рядом с тобой. Битвы с боссами тут, впрочем, тоже встречаются, как и дуэли всяких разных магов, где у каждого мага своя, какая-то особо хитрая магическая техника надирания жоп, и они красиво там всю серию потом выясняют, кто чей посох кристалл шатал. Приятно посмотреть.

То есть, чего я этот сериал вообще рекомендую и почему сам сел мангу читать, прости меня Господи, грешного. Потому что круто, интересно, но при этом очень расслабленно и почти медитативно, а сделать так – великое сценарное искусство. Без сквозного сюжета, без центрального конфликта, без какого-то антагониста даже, в привычном его виде, во всяком случае, но блин, интересно. Наслаждаешься при просмотре. Кайфуешь.

И давайте будем честными: кайфовать при просмотре – это, наверное, самое важное в кино, потому как никому не интересны глубокие идеи, если на середине все заснули и упали с дивана. Зрителя надо развлекать. И если аниме может развлечь зрителя, и при этом не простенько, но ярко, как «Магическая битва» какая-нибудь, а, не побоюсь этого слова, изысканно – то это хорошо. Это мы одобряем.

А то, что мои рецензии читают самые изысканные люди интернета – я ни секунды не сомневаюсь. Кому ещё такие полотна были бы интересны? Да никому. И если вы такие же, как я, то это значит, что удивить вас уже непросто, и удивиться вам очень хочется, соскучились вы по этому чувству. «Провожающая в последний путь Фрирен» может дать вам это чувство, друзья.

Ваша оценка
( 10 оценок, среднее 4.8 из 5 )
Егор Емельянов
Егор Емельянов/ автор статьи

Эксперт в области кино с мировым именем (о чём мир пока что даже и не подозревает). Заходите в мои соцсети, чтобы читать больше Емельянова. Или не делайте этого - я не попрошайка.

Загрузка ...
News KinoScan.com