Top.Mail.Ru

Обзор фильма «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня» – типичный Снайдер

Обзор фильма "Мятежная луна, часть 1"

В конце прошлой рецензии я разместил небольшой опрос, где предложил читателям самим выбрать, какой фильм разобрать следующим. И вы выбрали «Мятежную Луну»… Я вам какое плохое зло причинил? За что вы так со мной? Ох, ну ладно.

Как нетрудно догадаться, фильм мне не понравился. Я почти ничего от него не ожидал, планка моя была расположена довольно низко на самом деле, но Зак Снайдер каким-то образом умудрился занырнуть и под неё. Запросто худший фильм в его карьере, и это при том, что хороших то у него всего ничего – по пальцам пьяного фрезеровщика пересчитать можно.

Провал нового фильма мистера Снайдера держится на трёх слонах, первый из которых – это не фильм. Это в лучшем случае половина фильма, причём в худшем смысле. Вот есть, например, «Человек-Паук: Паутина Вселенных», который тоже поделен на две части. Но там первая часть ощущается как более или менее законченное произведение, с каким-то промежуточным итогом и идеей, которую зритель может из этого дела вынести и прочувствовать.

Что у нас тут? Весь фильм – это просто иллюстрация вот этого мема:

Мем: Я в деле

То есть натурально главная героиня просто шляется по местному миру и вербует себе своих семерых самураев для обороны деревеньки на периферии. Ну а те вербуются, без каких-то особых проблем. Оцените, кстати, уровень местного сюжета: героине надо узнать, где находится Враг Империи Номер Один, и она просто… заходит в какой-то бар и спрашивает. И что любопытно, ей отвечают сразу же. Говорят всю правду, без попытки обмануть, подставить или хотя бы запросить хоть какую-то награду за информацию.

Мем: Ой, как удобно!

Но вот незадача, искомый товарищ сейчас обитает на другой планете, а у героини и её напарника как-то вот не завалялось космического корабля. Но знаете что? СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО в этом же баре тусуется капитан одного такого судна, и он тут же предлагает нашей красавице свою безвозмездную помощь.

Мем: Ой, как удобно!

А знаете, что ещё классно? Этот же капитан знает, где найти ещё парочку первоклассных воинов, готовых за банку варенья и корзину печенья вписаться в любой самоубийственный движ. Да и сам капитан, собственно, тоже не дурак из бластера пострелять.

Мем: Ой, как удобно!

А ещё в этом же баре к парню героини пристал мерзкий пришелец со своими сексуальными домогательствами. Равноправие, видимо. Так вот, это была бы напряжённая сцена, кабы героям надо было вести себя тихо, не привлекать к себе внимание, или если бы инопланетяне представляли для них хоть какую-то угрозу. Но на героев всем пофиг, а девушка парой сцен ранее в одиночку целый отряд военных перебила, что ей три обычных обормота.

Мем: Ой, как удобно!

И это всего одна сцена. А сцен в этом фильме много, и почти в каждой из них у нас героиня вот такая же везучая. Сценарий прогибается под неё ну просто с пугающей услужливостью, из-за чего происходящим на экране проникаешься примерно никак – любое достижение героев незаслуженно и практически подарено им, а при любой проблеме решение само свалится на них сверху. Красота.

По этой же причине совершенно не чувствуется веса поступков. Ну вот вырезала героиня небольшой гарнизончик солдат, казалось бы, большое дело, и уж как минимум местные жители должны были с этого знатно офигеть, как-то отреагировать. Но нет, никак они по сути не отреагировали. Всех последствий – битва где-то впереди. Защита несчастной деревни – вообще краеугольный камень сюжета, но она будет где-то далеко, и с таким уровнем везения у героини в её победе вообще не сомневаешься. Да и за кого там переживать? За безликих жителей или чуть менее безликих защитников?

Когда же вся команда по борьбе со злом наконец-то собрана, и когда фильму, пора бы уже, собственно, начинаться, он, падлюка такая, заканчивается. Это надо себя совсем не уважать, чтобы при таком отношении фильма к зрителю, через полгода вытереть плевок с лица и пойти на вторую часть.

Семь самураев

Но как я уже говорил, у нас тут половина фильма в ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ. Потому что даже это не финальный монтаж, и обещают ещё режиссёрскую версию с рейтингом R. Ох уж этот Зак Снайдер, вечно ему кто-то мешает сразу нормально свой фильм смонтировать, приходится потом патчами уже выпущенное доделывать на ходу. Бедолага.

Но окей, я вижу авторскую задумку показать сразу нескольких персонажей, сразу несколько разных миров и планет, очертить масштабы и красоты своего мира. Ага, и вот тут у нас второй слон этого эпического провала.

По миру и его подаче прям чётко видно, что изначально это всё было задумано, как часть вселенной Звёздных Войн. Однако Дисней, который за последние годы много всякой фигни сделал по франшизе Далёкой-далёкой галактики, сказал, что даже по его меркам это какая-то фигня, и сеттинг пересобрали во что-то «оригинальное». Кавычки в слове «оригинальное» тут неслучайны. Джедай, космические корабли, злой император-узурпатор, повстанцы, бары со всякими разными инопланетянами, боевые дроиды и многое, МНОГОЕ другое – всё переехало из изначальной франшизы.

То немногое, что в сеттинге есть не от «Звёздных Войн», то уныло донельзя. Наглядный пример – местные лошади, которые… ну просто лошади с чуть другими головами, и всё. Какой полёт мысли, какова величина креатива! Поразительно, до каких высот способна дойти человеческая фантазия – лошади с немного другими головами, надо же. Фантастика как она есть.

Кадр из фильма "Мятежная Луна, часть 1"

И вторичность была бы не так страшна, некоторые исследователи и вовсе считали, что вся мировая литература – это буквально четыре сюжета, что повторяются в разных формах. Проблема в том, что Снайдер повторяет плохо. И при этом сам себя. Все сцены вербовки сторонников – это одно и то же, из раза в раз: героиня приезжает в унылую и пустую локацию, новый соратник там доделывает свои дела, пока она стоит в сторонке и не отсвечивает, после чего они едут дальше.

Сами соратники эти, мягко говоря, плоские до уровня декораций. Я их и запомнил как Полуголый Чувак, Будущий Предатель, Азиатка-Джедай и Генерал. Они буквально декорации и есть: сражаются там где-то на заднем фоне, пока главная героиня в фокусе крошит пачками беззащитных врагов, что не смогли хотя бы для галочки разок в неё попасть за весь фильм. И если в тех же «Семи самураях» персонажи взаимодействовали друг с другом, имели разные взгляды на какие-то вопросы, общались, то здесь – нифига.

Спутники героини даже свою единственную выделяющуюся черту не могут показать – усмиряющий животных мужик не привлекает на врагов дикую природу, Генерал ни разу не предложил ни тактики, ни стратегии, а мечница просто рубит всех мечами, не решая с их помощью никаких уникальных задач. Я реально не понимаю зачем героине вообще нужна хоть чья-то помощь, она сама на все руки мастерица.

То есть даже забирая из Звёздных Войн всё, что душа пожелает, Снайдер пожелал забрать всё самое худшее.

Кадры из фильмов "Мятежная Луна, часть 1" и "Звёздные войны"

Странно, что уходящих вдаль титров с предысторией не было в начале. Впрочем «Мятежная Луна» от этих титров недалеко ушла, и в начале  фильма у нас есть закадровый голос, что сообщит вам много имён, много названий и прочей мусорной информации.

Ну и ещё сами персонажи тоже при любом удобном случае будут на вас вываливать своё описание. По-хорошему вам это всё должны показывать, а не рассказывать, характер персонажей должен раскрываться под давлением, через сложные выборы и то, как они справляются с испытаниями. Проще говоря, через Поступки. Давайте я вам, что ли, короткий пример хорошего раскрытия персонажа приведу, для сравнения:

Иллюстрация комикса

С давлением, как мы уже выяснили, у «Мятежной Луны» не задалось, так что героиня сама поведает вам, что она-де старый солдат и не знает слов любви. А генерал сам вам расскажет, что он-де устал воевать и ничего уже не ждёт и ни во что не верит. Про то, что мечница похоронила своих детей, она вам скажет сама, словами через рот. Все они там молодцы, все вам всё скажут и расскажут. Что не откроют герои, то за них так же в диалоге расскажет злодей.

Злодеи тут, кстати, такие же, как и в Звёздных Войнах. То есть карикатурно злые злыдни, что на завтрак едят зло, запивая его злом, а в редкие минуты злодейски похохатывают, творя злодейства. Солдаты, естественно, тут же попробуют убить и изнасиловать всё, что шевелится, а что не шевелится – то для начала пошевелить. Самый главный адмирал же будет кошмарить обычных фермеров и геноцидить планеты. Меня подобное и в Четвёртом эпизоде Звёздных Войн немного напрягает, если честно, но там-то ладно, космическая сказка. Но вот «Мятежная Луна» то на сказку не претендует, метит в «Семь самураев».

Это, кстати, порождает ещё одну проблему – несоответствие двух тонов. У нас, с одной стороны, локальная история про оборону одной деревеньки, где суммарно дай боже шесть десятков жителей наберётся. Это даже стилистически выглядит как вестерн. А уровень пафоса при этом космооперный, звездновойновый, и в другие моменты вестерн внезапно сменяется эпиком. Это не то чтобы совсем уж несочетаемые вещи, конечно, но это для людей с талантом.

Фильм Миссия «Серенити»

А в «Мятежной Луне» бардак даже на уровне сценария, ещё не доходя до визуала. В самом начале там целый космический дредноут прилетает на планету, высаживает три шатла, оставляет даже небольшой гарнизон с высокотехнологичным роботом. И знаете для чего? Чтобы забрать урожай горстки фермеров, что выращивают его, внимание, исключительно с помощью ручного труда. Даже если не углубляться в технические вопросы и прикидывать, сколько топлива сожгли на эти манёвры и сколько провизии можно было просто и без проблем купить на эти деньги, сам контраст между размахом и итоговым конфликтом просто поражает. В плохом смысле.

И ведь не то чтобы в сеттинге Звёздных Войн нельзя было сделать простенький локальный сюжет, сериал «Мандалорец» это делал несколько раз и довольно часто в первых своих сезонах, получалось нормально. Но Зак Снайдер традиционно не может соотнести свои планы со своими возможностями, и получается как получается.

Единственное, что мистер Снайдер привнёс в «Мятежную Луну» своего – это его фирменные жирнющие отсылки на Христианство (мы ещё на заставке начнём слышать псевдо-католический хор) и ещё более фирменное слоу мо. И к обоим этим элементам можно задать логичный, и уже привычный для Снайдера вопрос: «и что?». Как по мне, так третий слон, на котором разместился провал нового фильма Зака Снайдера – это сам Зак Снайдер.

Опять же, у нас тут история про защиту деревни, и вот нафига в ней местный мёртвый Иисус в виде погибшей принцессы? Как вообще связаны то эти две вещи? Зачем она здесь? Подозреваю, что оно здесь примерно по тем же причинам, что и образ Христа в ориджине Снайдера про Супермена.

Гений Зака Снайдера

Слепое напихивание древних и весомых образов не делает ваше произведение весомым, оно просто становится в лучшем случае неуклюжим. В лучшем случае. А у нас явно не лучший случай, ребята.

То же самое и со слоу мо, которое тут где надо и не надо, и которое смотрится зачастую откровенно нелепо. Оно хорошо смотрелось в «300» и в «Хранителях», потому как там были жёсткие рукопашные схватки и эффектный ближний бой, но вот в перестрелках с укрытиями этому приёму особо и негде блеснуть. Но куда ж Снайдер без слоу мо, это как кофе без кофеина.

И в итоге сам экшен выглядит спецэффектно, но совершенно неинтересно. Скучные персонажи скучно и некреативно перестреливаются с безликими солдатами, что ещё со Звездных Войн так и не вылечились от легендарного «синдрома штурмовика». И рейтинг R тут ничего не исправит, к сожалению, потому как кровища и мясо не добавят происходящему креатива, и уж точно возрастной рейтинг не сделают персонажей интересными. Как не сделает он и из Зака Снайдера хорошего режиссёра.

Откуда вообще у него слава взялась, кстати, будто бы он какой-то великий мастер? После «300» и «Хранителей», где ему выдали готовых персонажей, диалоги и даже раскадровку? В «Хранителях» Снайдер вот реальный молодец был в том, что сделал концовку чуть более логичной и реалистичной, и как режиссёр круто смонтировал предысторию отряда супергероев под хит Боба Дилана – смотрелось реально круто, сделано реально хорошо. Но вот за это мы уже столько лет позволяем выдавать летсплеи несуществующих видеоигр за фильмы? Чет мы слишком добры.

И ведь сама задумка то у «Мятежной Луны» неплоха. Я вполне представляю, как это представляли на питчинге, и как на это было решено выделить деньги, причём с хронометражем ленты аж на четыре часа. Могло бы и стрельнуть. Но сильно промахнулись с режиссёром, а потом сделали контрольный выстрел в голову на выборе актрисы для главной роли. Она это болото не вытягивает совершенно, и сложно даже сказать, пытается ли вытянуть вообще.

И ведь ещё и вторая часть грядёт. И те, кто верит, будто бы там с теми же вводными (и даже с тем же злодеем) может стать лучше и надо бы глянуть продолжение, когда оно выйдет –  самые большие и наивные… оптимисты. Ну или фанаты Зака Снайдера – тем всё божья роса.

Мем: Злодей, которого убили
Ваша оценка
( 12 оценок, среднее 5 из 5 )
Егор Емельянов
Егор Емельянов/ автор статьи

Эксперт в области кино с мировым именем (о чём мир пока что даже и не подозревает). Заходите в мои соцсети, чтобы читать больше Емельянова. Или не делайте этого - я не попрошайка.

Загрузка ...
News KinoScan.com