Есть фильмы, не получившие «Оскар», но тем не менее навсегда оставшиеся в памяти массового зрителя и до сих пор возглавляющие всевозможные топы и просто списки любимых фильмов людей по всему миру. Это, например, «Побег из Шоушенка» – в 1995 году он уступил «Форресту Гампу» и «Криминальному чтиву». Или «Таксист» Мартина Скорсезе, павший перед натиском «Рокки» в 1976 году.
Наверное, каждый киноман помнит и «Оскар 2017», когда заветная статуэтка почти ушла к всеми любимому «Ла-ла-ленду», но это оказалось ошибкой – и лучшим фильмом стал скромный «Лунный свет» Барри Дженкинса, который высоко оценили лишь критики. В сети ещё долго полыхали споры о неправильности решения оскаровской комиссии – ведь фильм Дженкинса не снискал у зрителей такой любви, как романтический и одухотворяющий мюзикл с Гослингом и Стоун в главных ролях.
Как мы видим, глас народа не всегда совпадает с мнением жюри. На церемонии «Оскар» 1984 года таких неприятных неожиданностей не было. Лучшим фильмом стала проникновенная мелодрама о взаимоотношениях матери и дочери «Язык нежности» с Ширли Маклейн, Деброй Уингер и Джеком Николсоном.
«Язык нежности» демонстрировал простые житейские проблемы нескольких поколений, в которых каждый мог увидеть что-то своё. И потому в 1984 году выбор стал таким, ведь если бы вручили награду самому интересному, по мнению критиков, произведению, то зрители бы не поняли.
Настоящей тёмной лошадкой был «Костюмер» Питера Йейтса, поставленный по биографической пьесе Рональда Харвуда, посвящённой жизни величайшего театрального актёра середины ХХ столетия Дональда Вулфита, коронной ролью которого был шекспировский Король Лир.
«Костюмер» – это великая история о театре, о работе в театре для тех, кто посвятил и посвящает жизнь сцене, да и о лицедействе и его смысле вообще. Мировая премьера кинокартины состоялась 20 марта 1984 года.
Всё действие фильма разворачивается во время Второй мировой войны, в тесной каморке перед началом постановки «Короля Лира» бродячим театром. Там находятся капризный уставший старый актёр, которого все называют просто Сэр (Альберт Финни), и его костюмер в исполнении Тома Кортни. Фильм наполнен искромётными диалогами, английским юмором и невероятной энергетикой этого тандема, но, к сожалению, он прошёл мимо массового зрителя.
В 2015 году была снята ещё одна версия пьесы – на этот раз с Энтони Хопкинсом и Иэном Маккелленом.
Она вышла такой же камерной, как и фильм Йейтса – потому что театр и актёрство всегда остаются тайной для обычного человека, который не всегда хочет знать, что происходит в тесных каморках за занавесом. А между тем кто-то проживает там всю жизнь – и находит смысл.
Пьеса Рональда Харвуда до сих пор ставится на подмостках и стала бессмертной классикой, показывающей оборотную сторону жизни людей, посвятивших жизнь театру. А фильм Питера Йетса, хоть и не получил «Оскар», и сегодня остаётся бесценной жемчужиной в памяти знатоков кино.