Китайский синдром – выражение из сленга физиков-ядерщиков 60-х, означающее гипотетическую возможность расплавления ядерным топливом в случае аварии на АЭС верхних слоёв земли и проникновение его в водоносный слой. Имелось в виду, что при серьёзной аварии на станции реакция будет настолько непредсказуемой, что сможет расплавить Землю «хоть до Китая».
Выражение стало устойчивым в 70-е в связи с большой консервативностью ядерной физики: при проектировании учитывалась, например, возможность землетрясения в 7-8 баллов даже на тех территориях, на которых подземные толчки фиксировались раз в 10000 лет. Фраза «Китайский синдром» стала популярным выражением, и в течение следующего десятилетия она неоднократно поменяет смысл в связи с трагическими событиями.
16 марта 1979 года вышел фильм удивительного жанра – экологический триллер, который так и назывался – «Китайский синдром».
По сюжету репортёр (Джейн Фонда) и оператор (Майкл Дуглас, который также выступил и в качестве продюсера) приезжают на АЭС для создания цикла передач о ядерной энергетике. Спокойная рабочая поездка неожиданно прерывается сигналом тревоги, и оператор снимает происходящее, хотя это запрещено.
Руководство канала отказывается принимать их репортаж, и группа начинает искать способы рассказать о проблемах безопасности. Параллельно с этим начальник смены АЭС (Джек Леммон), обеспокоенный замятым инцидентом, начинает собственное расследование, в ходе которого выяснятся фатальные подробности…
Руководство Columbia Pictures очень не нравилось название «Китайский синдром». По их мнению, слово «синдром» могло вызвать у потенциальных зрителей ассоциацию с болезнью и медицинской тематикой, но Дуглас отстоял оригинальное название и не прогадал.
Зрители и критики по достоинству оценили и нейминг, и нетривиальный сюжет, и замечательные актёрские работы: «Китайский синдром» с бюджетом всего в 6 млн долларов только в США собрал 51,7 млн и вошёл в десятку фильмов года. Позже Американский Институт Кинематографии включит его в 100 самых мрачных триллеров в истории кино.
[irp posts=”9723″]
Но гораздо мрачнее тот факт, что спустя ровно две недели после выхода фильма случилась настоящая авария на АЭС Три-Майл-Айленд с частичным расплавлением активной зоны. В обществе началась настоящая истерия – зрители буквально из фильма узнали о варианте «китайского синдрома», а репортёры задавали «провокационные» вопросы ядерщикам: насколько близко авария подошла к варианту развития «китайского синдрома»?
К ответам на такие вопросы специалисты не были готовы по причине абсолютной тупости вопросов, которые ставили учёных в тупик, но вскоре физики нашли нужные слова для успокоения обеспокоенных граждан, а «китайский синдром» стал использоваться в противоположном значении – для паникёров и профанов. Однако прецедент всё равно повлиял в будущем на инженерную мысль, но об этом позже.
Фильм получил несколько номинаций на «Оскар», а также удостоен ряда других престижных наград, в том числе за лучшую мужскую роль
В 1981 году «Китайский синдром» вышел на экранах СССР по понятной причине. Это был выгодный фильм для показа, так как в нём без утайки рассказывалось о «зверином оскале капитализма». Фильм имел успех, но… После Чернобыльской катастрофы он исчез с экранов советских кинотеатров по таким же понятным причинам.
Более того, во время аварии на ЧАЭС теория китайского синдрома приобрела жуткую реальную форму. Для предотвращения такого сценария ценой героических усилий шахтёров был сооружён колоссальный бетонный поддон с системой охлаждения под аварийным реактором. Спустя года окажется, что эта мера была избыточной, потому что топливо не стало стекать вниз, однако на тот момент это казалось целесообразным.
Вот такой мощный пророческий фильм-предупреждение вышел ровно 45 лет назад. Он почти не известен современному массовому зрителю, а между тем его проблематика остаётся актуальной и сейчас.