Десятого ноября вышел новый фильм от мастера делать интересными скучные вещи, Дэвида Финчера, автора «Бойцовского клуба», «Игры», «Семь», «Социальной сети», «Девушки с татуировкой дракона», «Исчезнувшая» и многих других успешных да известных фильмов. Десятого же ноября я его и посмотрел (йо-хо-хо, лежит там, где лежит), и каково же было моё удивление, когда я увидел, что фильм… скучный.
То есть Финчер смог снять захватывающий фильм про то, как Цукерберг сидел за компьютером и разговаривал с людьми в костюмах про деньги, а вот сделать интересно про наёмного убийцу таки не смог? Чёт как-то сомнительно, но тем не менее это факт – «Убийца» не захватывающий, не динамичный, тягомотный фильм. И в этом его основные достоинства.
Половина вины (или успеха) за такое положение дел лежит на главном герое – типичном наёмном убийце из палаты мер и весов. Он молчалив, методичен, его лицо не выражает никаких эмоций на протяжении всех двух часов, кроме двух небольших исключений. Единственное, что напоминает нам о том, что это вообще-то живой человек и ничто человеческое ему не чуждо – его пульс. Умные часы на запястье дают знать герою и зрителям, что сердце этого человека иногда бьётся слишком часто – ему это нужно, чтобы осекать себя на таких моментах и возвращаться обратно к спокойствию.
Однако если с окружающими людьми наш антигерой общается преимущественно кивками или отсутствием кивков, то вот со зрителем он разговаривает весьма щедро. С помощью этих разговоров мы узнаем его образ мыслей, и образ этот удручающе скучен. Половину времени это повторение набора правил для киллера, снова и снова (я уже упоминал, что фильм скучноват?), а вторая половина – циничная философия и информация о буднях киллерских, трудных и нелёгких. И нелёгкие они потому… барабанная дробь… что до ужаса скучные. Провести неделю, разглядывая стену дома через дорогу, без нормального сна и без еды – удовольствие сильно на любителя.
Большая часть работы главного героя – ожидание, скучное и выматывающее, без возможности отвлечься или даже нормально поспать. Нет никакого интересного досуга, хобби, нет разговоров с весёлым напарником, да и вообще хоть каких-то напарников, кроме редкого голоса в телефоне. Нет и нормального места для редкого сна – это всегда дешёвые и шумные мотели рядом с железной дорогой, заброшенные здания, неприметные машины из проката или вещи и того хуже. Еда на том же уровне – Макдональдс, полуфабрикаты из супермаркета, всякая дешёвая дрянь. И это при том, что главный герой достаточно богат.
Ну ладно, главный герой не интересен, он прост как лопата и пытается стать ещё проще, буквально стремится быть эдаким человекоподобным роботом, что без всяких эмоций действует чётко по плану. Что там с сюжетом? Может быть тут спрятал интересное мистер Финчер?
Нифига. Сюжет ещё проще, чем главный герой, хотя казалось бы, куда уж проще. Но сюжет «Убийцы» – это просто хождение от человека к человеку с их последующим устранением. И это не какое-то гламурное устранение с хитрыми ловушками, с опознанием слабостей жертвы и использованием этих слабостей, имитация несчастных случаев – нет, вместо этого у нас тут череда выстрелов из пистолета с глушителем. Ну окей, есть ещё одна драка, тоже потрясающе не гламурная и не кинематографичная.
И к слову о «гламуре». Наш убийца стремится стать совершенной машиной для обрывания чужих жизней, старается быть всем таким холодным и расчётливым, но сам при этом говорит, что есть тысячи способов облажаться, и если вы смогли предусмотреть хотя бы 10, то вы чёртов гений. Себя он гением не считает, и периодически таки лажает то тут, то там, порой неоправданно рискует, и, конечно же, иногда нарушает собственные правила. Но не так чтобы сильно.
Ну то есть как у нас обычно проходят «обычные» фильмы про наёмных убийц? Главный герой раскаивается и решает бороться, вырастая как личность к финальным титрам невообразимо, потому что убивать это плохо, пнятненько. Ну или как вариант это фильм про месть, и тут вроде бы тот же случай, вот только это совсем не он, что в конце становится очевидно, но так же на всякий случай и подчёркивается. В сущности, главный герой просто хочет вернуть себе чувство безопасности – такая вот простая и неприхотливая у него цель. И никакого морального роста или вообще хоть каких-то перемен.
Какого-то развития нет не только у героя, но и у сюжета – всё примерно остаётся таким же, как и было в начале. Что иронично, сам герой в самом начале фильма подмечает это в своей циничной манере, говоря про то, что в мире, где каждую секунду рождаются четыре новых человека, его работа статистически не влияет вообще ни на что. В целом, так оно и вышло. И хоть у героя иногда что-то идёт не идеально, в целом особых проблем по ходу фильма у него не возникает, и мы два часа смотрим на череду его успехов.
Вообще это, кстати, интересный момент, что несмотря на ошибки в действиях главного героя, Финчер таки выдержал баланс и его киллер всё ещё выглядит профессионалом и наводит жути. Это действительно была сложная художественная задача –совмещение несовместимого по сути, и задача была выполнена идеально.
Что мы имеем в итоге? В итоге мы имеем скучного, не харизматичного персонажа, который два часа экранного времени катается по миру, зачастую по всяким разным Мухосранскам (хотя тут даже Париж выглядит как очередной Мухосранск) и убивает разных людей самыми скучными способами. Хороших, плохих, сероморальных – все получают один итог, плюс-минус. Как опять же, подмечает сам киллер, справедливости в мире, к сожалению, не существует. Мир вокруг выглядит убого, жизнь главного героя выглядит ещё хуже, но и жалеть его тоже не тянет совершенно – сам себе злобный Буратино, заниматься всем этим его никто не заставлял.
Короче говоря: банальность зла. Банальность и бесконечная, тоскливая серость, помноженная на ужасный образ жизни. Не становитесь, дети, наёмными убийцами – худшая работа в мире. А в конце за тобой ещё и кто-нибудь из твоих коллег может быть заявится, во всяком случае в фильме показали трех киллеров, и все трое получили такой сюжетный поворот задолго до выхода на пенсию. Главный герой так вообще смерти избежал по чистой случайности, потому что обменял билет на более поздний, и домой вернулся с опозданием на сутки.
С художественной точки зрения – фильм хороший, так как свою задачу, показать реальную сторону работы киллера, он выполняет блестяще. Но как развлечение, как что-то такое, что тебя захватывает на два часа и не даёт скучать на все деньги – тут, конечно, да-а-а, вообще по нулям. Это один из тех фильмов, к которому надо подходить с правильными ожиданиями, и в первую очередь не ждать, что тебя тут будут развлекать. Не будут. Но так оно и надо, так и было задумано.