Top.Mail.Ru

Рецензия на фильм «Бедные-несчастные» самого эксцентричного режиссёра современности Йоргоса Лантимоса

Рецензия на фильм «Бедные-несчастные»

Всё началось с того, что режиссёр Йоргос Лантимос, прочитав наполненный чёрным юмором причудливый салонный роман Аласдера Грея «Бедные-несчастные», полетел в Шотландию, чтобы познакомиться с этой неординарной личностью и купить у писателя права на экранизацию.

Хотя нет. Всё началось гораздо раньше, ещё в 1818 году, когда дочь философа и феминистки, жена известного поэта, бросившая вызов пуританскому обществу, Мэри Шелли написала культовый роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» об оживлении конструкта из мёртвых человеческих частей, ставший классикой ужаса и эталоном ранней научной фантастики.

В 1992 году известный писатель, публицист, художник, искусствовед, философ и драматург Аласдер Грей публикует свой эпистолярный роман об английском колониализме, вдохновлённый «Франкенштейном», облачая свои рассуждения в причудливую историю воскрешённой женщины, которой пересадили мозг её же нерождённого ребёнка.

Небольшое отступление: название таково, потому что в рукописи, якобы найденной и опубликованной в виде этой книги, каждого персонажа рано или поздно называют бедным или несчастным.

А теперь можно вернуться к знаменитому греку.

Идея фильма и его создатели

Постер «Бедные-несчастные»

Уже в 2009 году Лантимос знал, что хочет снять фильм по книге Аласдера «Бедные-несчастные». Он полетел в Шотландию, встретился с писателем и прогулялся с ним по Глазго, где Аласдер показал ему несколько удивительно красивых мест, которые потом были включены в фильм.

Во время съёмок «Фаворитки» 2018 года режиссёр стал более активно разрабатывать планы экранизации, в том числе и потому, что Тони Макнамара, австралийский сценарист, написавший «Фаворитку», согласился взяться за сюжет нового фильма. А ещё Лантимос сдружился с Эммой Стоун, которая активно поддержала его планы.  

Не зря Эмму Стоун называют восходящей звездой, любительницей экспериментов и самой перспективной актрисой Голливуда. У неё большое будущее и есть все шансы стать великой.

Ещё одно отступление: Эмма Стоун сама выкрасила волосы в чёрный цвет для роли, и удачно вписалась в образ, который представлял себе режиссёр. Кроме того, актриса выступила в качестве продюсера фильма.

После оглушительного успеха «Фаворитки», огромной собранной кассы и 10-ти номинаций на «Оскар» (правда, выигран был только один – для блистательной Оливии Колман), Йоргос Лантимос уверился, что его мечты осуществимы, и ему доверят серьёзный бюджет для нового фильма.

В феврале 2021 года было объявлено о начале работы над викторианской чёрной комедией «Бедные-несчастные».

В марте к проекту по собственному желанию присоединился Уиллем Дефо, затем переговоры провели Марк Руффало и Рами Юсеф, которые тоже получили роли. Дефо и Юсеф посещали школу гробовщиков, готовясь к съёмкам, а Эмма Стоун брала уроки танцев.

Режиссёру пришлось пережить тяжёлый период так называемого «ада разработки», когда проект зависает в неопределённости уже на стадии создания, к тому же пандемия не давала полноценно работать, однако всё это благополучно разрешилось.

  • Художником по костюмам была выбрана дизайнер Холли Уоддингтон, («Леди Макбет», сериал «Великая»), которая великолепно передаёт развитие персонажей через их одежду, всегда изысканную и утончённую.
  • Ирландский оператор Робби Райан («Фаворитка», «Строго на Запад», «Грозовой перевал») любит работать с необычными историями и радует потрясающе красивым визуалом.
  • Музыку написал замечательный английский музыкант Джерскин Фендрикс, и это его первый опыт работы в подобном проекте. Он справился!
  • Постановкой сцен занимались Шона Хит и Джеймс Прайс, а за грим и причёски отвечала Клэр Кэмпбелл.
  • Монтажёр фильма – ещё один грек, Йоргос Мавропсаридис, который смонтировал все фильмы Лантимоса.

Традиционное отступление: К сожалению, Грей Аласдер не дожил даже до съёмок фильма, скончавшись в декабре 2019 года в больнице и завещав своё тело науке.

Съёмки почти целиком проходили в Венгрии с августа по декабрь 2021 года. А затем был долгий период постпродакшена.

Премьера фильма «Бедные-несчастные» состоялась 1 сентября 2023 года на юбилейном 80-м Венецианском кинофестивале, где ему вручили главный приз – «Золотого льва». Теперь ждём очередной россыпи «Оскаров» для этой причудливой фантасмагории, одного из главных кинематографических событий 2023 года.

Важное замечание для родителей: у фильма рейтинг R (несовершеннолетним обязательно присутствие взрослого) за сексуальное содержание (его просто очень много), наготу, сцены крови и насилия, тревожные кадры и порой грубоватый язык.

Сюжет фильма

Итак, в качестве завязки сюжета выбрана странная, извращённая и слегка шокирующая история, сразу задающая тон всему повествованию.

В этом феминистском взгляде на историю Франкенштейна за 20 лет до классификации человеческой крови по группам, в то время, когда палата общин Британии обсуждает, дать ли замужним женщинам право собственности (склоняясь к тому, чтобы всё-таки не давать), неортодоксальный учёный, гробовщик и врач Годвин Бакстер творит чудо.

Вместе со своим другом, молодым провинциальным врачом Максом Маккэндлсом, он возвращает к жизни женщину, покончившую с собой на последней стадии беременности из-за жестокости мужа, и ставит эксперимент, пересадив ей девственный мозг её же плода.

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Вскоре мы наблюдаем, как инфантильная Белла Бакстер быстро развивается, превращаясь из слабоумного ребёнка в образованную и независимую леди.

Со всей жаждой пытливого детского ума Белла познаёт мир, используя возможности взрослой и очень чувственной женщины – через плотские удовольствия, общения, знакомства и приключения. Она совершенно лишена понимания классовых  и социальных различий, столь строгих в то время, и не видит разницы между посудомойкой и чопорным аристократом, принимая любого человека таким, какой он есть. 

Она шокирует и увлекает людей своей раскованностью, жадным интересом к любым новым впечатлениям, неутомимой кипучей деятельностью. К тому же Белла умная женщина, не скованная никакими рамками приличий или стереотипов, и она изо всех сил хочет быть хорошим человеком.

И ещё одно отступление: В книге (в русском переводе) учёного зовут Боглоу, и Белла называет его просто «Бог». В фильме этот изящный нюанс сохранён. Доктора зовут Годвин (Godwin), и его воспитанница зовёт его просто: «God».

Белла не знала наивного детства, не пережила подростковых проблем, не страдала от трудностей взросления своего тела, не научилась лицемерить, скрывать и подчиняться. Зато обладает живым умом, мощным либидо и никогда не питает иллюзий.

Но то, что воспринимается поначалу, как милая непосредственность и яркая сексуальность, довольно быстро начинает обременять прожжённого развратника Дункана Веддерберна, соблазнившего Беллу сбежать с ним в путешествие, к ужасу Годвина и Макса, жаждущего жениться на этом невероятном создании. А Веддерберн со временем начинает задаваться вопросом – уж не дьявол ли рядом с ним в обличье прелестной женщины?

Но вернется ли Белла домой?

И обращайте внимание на задний план и второстепенных персонажей. Они изумительны.

Бедные-Несчастные. Официальный ТрейлерБедные-Несчастные. Официальный Трейлер

Обобщая впечатления

Фильм совсем не за что ругать, по крайне мере, с нашей точки зрения. Это сильная, завораживающая история, блеск и безумие сценического гротеска, с отлично подобранными актёрами, хорошо сыгравшими свои роли в красивейшей атмосфере альтернативного Лондона конца XIX века, наполненного сюрреализмом с лёгким налётом стимпанка.

Повествование не провисает, не становится запутанным или скучным, и все два с лишним часа фильма пролетают незаметно. Мы точно ставим ему 9 из 10 баллов.

Картина, кстати, отличается от книги во многих деталях. Обязательно попробуйте прочитать оригинал, многое откроется в ином свете, подкинув новую порцию добротных размышлений, которых будет немало после просмотра фильма.

В заключение

Йоргос Лантимос подарил нам отличный фильм, который, очевидно, останется в истории мирового кинематографа и займёт заслуженное место рядом с шедеврами вне времени.

На сегодняшний день режиссёр не сидит без дела. Он снимает очередную эксцентричную историю, фильм-антологию из трёх частей «And» в котором примут участие Уиллем Дефо и Эмма Стоун. Формируется прекрасное сотрудничество нетривиального режиссёра и одарённых актёров, которое, надеемся, будет радовать нас, зрителей, ещё долгие годы.

Ваша оценка
( 9 оценок, среднее 5 из 5 )
Татьяна Ромашина
Татьяна Ромашина/ автор статьи

Жестокий редактор нашего сайта о кино. Тексты, написанные живыми людьми, идеальными не бывают. Но всегда нужно стремиться к совершенству!

Загрузка ...
News KinoScan.com