Top.Mail.Ru
...

«Царство падальщиков» – качественная научная фантастика с одним большим НО

Обзор аниме сериала «Царство Падальщиков»

Наметился в последнее время явный дефицит в твёрдой научной фантастике, неинтересно стало массовому зрителю стремиться к звёздам. Ушла эпоха покорения бескрайнего космоса, пришла эпоха гаджетов, киберпанка, корпораций, антиутопий, роботов, концов света – исследования не в даль, но в глубину. Но спрос на качественный космический sci-fi всё ещё есть, куда ж он денется-то. И спрос этот дико не удовлетворён. 

И тут с двух ног в медиаполе врывается «Царство Падальщиков». Я только и слышал от посмотревших: «Ох, ах, какой там мир, как удивительно, как всё продумано, прям действительно другой мир, и наполняет меня чувство первооткрывательства». Звучит интригующе. Я решил ознакомиться с новым шедевром анимации от HBO, и что я таки могу вам сказать… ох, ах, какой там мир, как удивительно и т.д.

Но какой же он, чёрт возьми, скучный.

Не, с миром вот реально в сериале полный порядок. Он большой, он имеет разные биомы, кучу всяких-разных причудливых созданий, которые делают всякие причудливые вещи и, что важно, взаимодействуют друг с другом. Какое-то животное сдохло, его кости внезапно проросли как растения, а остатки мяса стали плодами. Другое животное эти плоды съело, заляпалось соком. Потом третье животное по следам этого сока нашло второе создание и схватило его. По причудливому полому дереву вскарабкалось наверх, где солнышко, и там третье животное в компании своих сородичей развернули свои светоотражающие воротники и натурально зажарили солнечным светом свою добычу. Круто.

И вот такого тут дофига. Сюжет ещё разделяет главных героев на три группы и вынуждает много ходить, так что посмотреть удастся на самые разные локации и на самые разные создания, не все из которых дружелюбны по отношению к человеку. Далеко не все.

Интересная фишка этого мира в том, что он контринтуитивен. Мы, например, привычно воспринимаем мягкие, круглые, лёгкие и пушистые объекты, как что-то безопасное, склонны доверять тому, что похоже на человека, и опасаться большого и шипастого. Конкретно в мире этого сериала – очень зря. И это работает очень круто, вынуждает зрителя постоянно быть настороже, искать подвох, опасаться буквально всего. Когда ближе к концу мальчишка-новичок на планете швыряет в незнакомых существ камень, так и хочется возопить: «Ты что, дебил? Ты же НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ!»

Мем - Мы не знаем, что это такое

При этом опасна не только живая природа. Буря тоже вполне себе может убить героев или как минимум сильно осложнить им жизнь, падение даже с относительно небольшой высоты – стать фатальным, а в лучшем случае весьма неприятным. Есть, горы, реки, скалы и пустыни – всё это надо как-то преодолевать.

Герои при этом не какие-то терминаторы, они инженеры на космическом судне, а значит, не очень то сильны физически, мощной прессухи точно ни у кого нет. Половина выживших после крушения – женщины, один из двух мужиков заметно немолод, второй – малость поехал кукухой от одиночества, да и сам по себе какой-то доходяга. Не так себе обычно представляешь суровых выживальщиков в суровых инопланетных условиях.

Нет у них и оружия, даже самого завалящего пистолетика – максимум копьё, две шутки, и нож, одна штука. Откровенно говоря, герои выглядят зачастую даже несколько жалко. У одной из выживших, правда, в подручных есть довольно универсальный робот, универсальное решение почти любой проблемы, вот только робот ведёт себя подозрительно… Интрига!

И вот представьте себе эту завязку: люди вынуждены выживать в абсолютно незнакомой среде. И не просто выживать, а ещё и путешествовать по ней, превозмогать аки Робинзон. 

Адаптируйся, импровизируй, преодолевай

Ну классно же. Как тут можно сделать скучно? А вот «Царство падальщиков» смогло.

Первый удар под дых у нас в самом начале – главные герои в большинстве своём уже адаптировались, худо-бедно. И адаптация эта странная. То есть персонажи где-то за кадром узнали о довольно необычных свойствах самых разных животных и растений, придумали, как это всё использовать и комбинировать, но сами эти свойства при этом нифига не интуитивные. Как, например, удалось обнаружить, что лианы проводят электричество? Или что вот эти медузы позволяют дышать под водой? Чую, пахнет авторским произволом.

Ну ладно, в конце первой серии герои вынуждены отправиться в путь, а значит, мы получим исследование загадочного мира дальше? 

Ну да, но вообще-то нет

Дело в чём: с одной стороны, у нас тут аж четыре часа экранного времени, есть где развернуться, но с другой – у нас три независимых группы и серии по 20 минут. А ещё куча локаций и всякой диковинной флоры и фауны, которую тоже надо всю показать – не зря ж придумывали. И в итоге выходит так, что персонажи пребывают в новую локацию, видят там какую-нибудь проблему, например, что проход перегорожен переплетением каменных цилиндров. Начинают думать. Думают секунды три, а потом СЛУЧАЙНО находят решение.

То есть они не исследуют, не наблюдают, не делают серии опытов и экспериментов – увидели преграду, в лучшем случае выдвинули ОДНО предположение, тут же его проверили и готово, абсолютный успех, вы восхитительны. В итоге любые испытания и опасности, на которые так богат этот красивый мир, не ощущаются реально весомыми. Не успеваешь даже проникнуться какой-то проблемой, как её уже решили.

Иногда, дабы понагнетать, серия заканчивается тем, что вот случилась бяка, и сама собой потом не разрешилась и не отвалилась. Саспенс! До следующей серии, где таки само разрешится или отвалится. Приведу один пример, но очень наглядный. 

Мужик седовласый случайно напоролся на кусачее растение, которое его, соответственно, покусало. Мужику плохеет – это плохо, но ВДРУГ, буквально из ниоткуда и исключительно по воле всемогущего сценария, появляется неразговорчивая женщина и полностью вылечивает мужика… Чтобы дать ему другую проблему, от которой ему будет медленно плохеть. То есть сюжет подвигался, чего-то произошло, но мы в итоге вернулись к тому, с чего начали.

По итогу динамики в сюжете нет почти нифига. Локации постоянно меняются, это правда, и живность там всякая-разная, тоже хорошо, а вот сюжет прямой, как рельсы, и ты по ним иди четыре часа, никуда не сворачивай. В какой-то момент кажется, что поворот есть, в середине сезона, но нет, идите нафиг, то есть по прямой рельсе. 

И как бы это всё было бы не шибко страшно, кабы были у нас интересные герои во всём этом, харизматичные такие. Однако увы, у нас просто четыре взаимозаменяемых болванчика. Сравните просто с юморным и неунывающим персонажем Мэтта Деймона из «Марсианина» – за ним одним на АБСОЛЮТНО ПУСТОЙ планете в разы интереснее наблюдать, чем тут за четырьмя персонажами в очень наполненном и причудливом мире.

Кадр из фильма "Марсианин"

Трое персонажей, по идее весьма разных, решают все проблемы абсолютно одинаково, а четвёртый вообще не имеет как будто своей воли и просто плывёт по течению. 

То есть по идее у него там проходит глубокий эмоциональный… рост, наверное. Я затрудняюсь это как-то охарактеризовать, так как он на всех этапах этого «роста» абсолютно одинаковый и инертный, половину сезона вообще лежит в позе эмбриона и не делает ничего, и в конце тоже абсолютно инертное нечто. Я вот прям вижу, как сценаристы сериала не знали, чего ещё с ним делать половину сезона, и решили… не делать ничего. А зачем тогда были предыдущие шесть серий? Непонятно.

Там вообще местами очень сильно выпадает мотивация у персонажей. Например, есть вот там одно местное животное, которое вступает в симбиотические отношения с другими видами, владеет телекинезом. И в какой-то момент оно становится антагонистом… просто потому что. Оно хочет уничтожать космические корабли и убивать людей, преследует их… просто потому что. Оно сажает внутрь себя человека и кормит его аки ребёнка через пуповину, что выходит за рамки до этого обоюдовыгодных отношений…. Да, вы угадали, просто потому что. Это самый яркий пример, но не единственный. 

Отдельно странно, что персонажи, находящееся на грани выживания в незнакомой планете, раскрывают свой характер не через вот это невероятное давление и всевозможные испытания, а через… флэшбеки. Ну то есть у вас вот есть персонаж в удивительном мире, дайте ему испытание посложнее, поставьте перед сложным выбором, покажите, как он мыслит. Он будет применять грубую силу для решения проблемы? Начнёт анализировать и искать оптимальное решение? Пойдёт в обход? Убежит? Да вариантов масса, и все они что-то скажут о персонаже. Но нет, флешбеки. Как люди после секса в кровати разговаривают – это ж всяко больше об их характере расскажет, чем адаптация к жизни на другой планете.

И даже те блёклые характеры, что кое-как наскребли этой четвёрке, не работают на сюжет. Вот у вас два персонажа – молодая исследовательница, что всюду суёт свой нос и всё ей интересно, и пожилой мужик, который максимально осторожен и хочет вернуться домой. Кого ужалит инопланетное растение? Ну конечно же, осторожного мужика. 

А техник, что всю жизнь использовала роботов как инструмент и плохо контактирует с людьми? Что она будет делать, если её робот начнёт чудить и проявлять признаки разумной жизни? Естественно… ничего. Похлопает робота по плечу и скажет, как же это классно и удивительно. Идиллия.

Кадр из аниме «Царство Падальщиков»

То есть там, где мог бы быть конфликт, где могло бы быть пространство для внутреннего роста персонажа и какая-то внутренняя динамика – нет ничего. Просто потому, что персонажа не наделили хоть какими-то острыми чертами.

Это смотрится не то, чтобы прям совсем неестественно, нет. Но получается, что сюжет не имеет прочной связи с персонажами, персонажи не имеют прочной связи с сюжетом, и это никак не играет вместе. Мир сам по себе, сюжет сам по себе, а персонажи где-то в пустом пространстве между ними.

Зачастую история интересна либо персонажами, либо тем, что эти персонажи делают. Интересный персонаж может просто строить дом или выращивать помидорки – будет любопытно глянуть. Неинтересный персонаж может делать крутые штуки, например, махаться в бою насмерть против семи злых бывших своей подружки, дабы заслужить право встречаться с ней – круто, дайте два. Но если у вас и персонажи скучные, и сюжет не предполагает чего-то интересного, то дело плохо.

Можно выехать и просто на сеттинге – сложно, но это реально. Гарри Поттер – унылый и скучный герой, который делает унылые и скучные вещи: учится в школе, делает домашние задания, общается с друзьями. Но «Гарри Поттер» выглядит интересно, потому что у всего это действа необычный сеттинг – магическая школа. 

В чём же разница? Почему «Гарри Поттер» работает, а «Царство Падальщиков» как-то не очень?

А просто «Гарри Поттер» очень разный. Урок полётов на метле, урок зельеварения и урок по изучению магических существ – это очень разные уроки. И каждый год там случаются очень разные вещи, появляются новые персонажи, а злодей пробует разные тактики и уловки. 

Сеттинг «Царства Падальщиков» же – необычный, но он при этом от серии к серии одинаковый в этой своей необычности, по сути-то. Да, меняются биомы, нам показывают разных существ, но то, чего герои хотят достичь, к чему идут и как это делают – не меняется совершенно. При таких вводных компьютерная игра бы вышла просто бомбической, самому исследовать этот мир – был бы чистый кайф. Смотреть на это – уныло.

Если в сериалах вы предпочитаете захватывающий и динамичный сюжет или интересных, харизматичных персонажей, то это точно не ваша трава. А вот если вы хотите посмотреть на интересный мир (слегка, правда, простенький в рисовке) и за это готовы всё простить – то можете попробовать, мир тут действительно ничего такой. 

Жаль, что в него не упал кто-нибудь интересный. 

Кадр из аниме «Царство Падальщиков»
Ваша оценка
( 10 оценок, среднее 5 из 5 )
Егор Емельянов
Егор Емельянов/ автор статьи

Эксперт в области кино с мировым именем (о чём мир пока что даже и не подозревает). Заходите в мои соцсети, чтобы читать больше Емельянова. Или не делайте этого - я не попрошайка.

Загрузка ...
News KinoScan.com