...

 «Казнь» – лучший российский фильм последних лет, о котором никто не знает

Постер к фильму "Казнь"

Как так получилось? Я не знаю, должно быть плохой маркетинг или что-то в этом роде, потому как фильм если и не идеален (а идеального кино не существует), то как минимум очень и очень хорош, сделал всё от него зависящее, чтобы приблизится к идеалу. И сегодня о нём узнает чуть больше людей.

Тематически это криминальный триллер на всегда модную тему: про маньяков. В центре повествования попытка поймать одного такого в антураже позднего СССР, причём события фильма охватывают аж десять лет – вот такой вот неуловимый попался товарищ. И фильм не ходит вокруг да около, и после короткой открывающей сцены показывает нам главного героя – это следователь по особо важным делам, Исса Давыдов. У героя в жизни все хорошо: он поймал опасного маньяка, десять лет жизни потратил не зря, получил за это повышение и большую да просторную квартиру, счастливая жена и двое детей на сдачу. Но есть одна малюсенькая такая проблемка – появилась новая жертва. А значит к суперкрутому следователю появились вопросики в духе: «Ты кого поймал, дурашка, если убийца все ещё на свободе?». Ну и начальство прямым текстом говорит, что братан, так дела не делаются, и надо быстро все решить, иначе полетят головы.

Но нет худа без добра – жертва выжила и смогла показать, где прячется маньяк, а именно в обветшалом доме вдали от цивилизации. И это значит что? Это значит «Андрюха, у нас криминал, возможно труп – по коням». Опера приехали, увидели, победили – маньяк взят без потерь, большой успех. По всему дому при этом лежит куча улик и вообще мужик прям очевидно супер-виновен: у него там и фотографии матери с выколотыми глазами висят, и куча ножей, на одном из которых кровь свидетельницы, да и сам он явно с причудой. Но есть маленькое такое «НО»: из леса за всем этим следит неизвестный, который потом уходит в незаметный подпол, оказывается в тайной комнате под домом маньяка, откуда начинает прослушивать, как идёт допрос подозреваемого. А маньячина, вот ведь дерзкий парень, в содеянном не признается и говорит: «Я не я и лошадь не моя». А дальше у них со следователем дуэль на психологии и харизме. И маньяк, при том, что изначальное его положение шаткое донельзя, не раз умудряется склонить чашу весов в свою пользу.

Во-от, и это только завязка, а тут уже накидали интриги только в путь. Дальше – больше, и я не буду вам сейчас сюжет пересказывать, но поверьте на слово, фильм держит в напряжении грамотно и умело, а сюжет удивляет постоянно. Ружей тут развешано целая орудийная батарея, иногда развешаны они незаметно, но все они стрельнут, иногда залпом – это я вам гарантирую. 

Кадр из фильма "Казнь"

Параллельно с допросом нам показывают, как шло расследование, начавшееся десять лет назад. За основу взяли историю поиска и поимки Чикатило, но хотя параллели чётко прослеживаются, ожидать повторения истории не надо – тут реальные маньяки Чикатило и Сливко скорее источник вдохновения, чем историческая основа. 

Маньяки тут не просто персонажи, они демонстрация довольно интересной и незаезженной идеи фильма, которую я могу сформулировать так: «преступников создаёт общество». Ну то есть возьмём для примера второстепенного персонажа – маньяка по прозвищу Шахматист, на поимке которого и прославился наш главный герой. Он интеллектуал, умён и хорошо образован, но высокомерен, подвержен гордыне, и на этом его в итоге и подловили. Шахматиста поймали где-то в семидесятых, а значит порождён он был Советским Союзом шестидесятых годов. Консультируя главного героя по поводу его нового дела, Шахматист презрительно называет неизвестного на тот момент маньяка заурядным, мол не так уж он и умён, ему просто везёт. Последние годы СССР порождают Мирона – пациента психологической лечебницы, куда главные герои приходят за консультацией и помощью с психологическим портретом убийцы. У Мирона нет своей личности, он не знает кто он, чего хочет и куда ему идти, так что он просто ворует личность понравившейся ему жертвы. 

Кадр из фильма "Казнь"

– Полгода человек проработал в карете скорой помощи, и никто из коллег не заметил подмены. Вот вам наши новые реалии, – говорит психолог. 

К слову, о реалиях фильма. Нам показывают последние годы Советского Союза, и показывают их не самым лестным образом. Без нагнетания: да, есть маленькие квартирки, бедность, но есть и хорошие рестораны, уютные просторные квартиры, главный герой вон ездит на чёрной волге. Никто из персонажей не говорит прямо в камеру речей а-ля «как страшно жить» или «какую страну развалили», однако признаки упадка тут таки повсюду, и хотя каждый из них не сильно бросается в глаза, вместе они образуют довольно целостную картину. Один из оперативников, например, устроил пьяный дебош, из которого вышел с ножом в спине, что не имело никаких последствий, на задержании опера играют в карты с изображениями обнажённых женщин, трогают что хотят на месте преступления без перчаток, дурачатся при осмотре тела, на проявку плёнки нет денег, а в старой квартире главного героя не хватает места, невозможно пройти по прямой или сесть, чтобы не наткнуться на какие-нибудь вещи. 

Кадр из фильма "Казнь"

Да что уж там, пойманного ещё до начала событий фильма Шахматиста приговорили к высшей мере, т.е. расстрелу через полгода-год, а приговор в итоге доходил до исполнения десять лет. Продолжать можно долго, фильм очень внимателен к мелочам и грамотно создаёт атмосферу не тем, что персонажи говорят, а где и как они живут, как мир на экране звучит и дышит. 

Неприметными, на первый взгляд, мелочами также лучше раскрывается и характер персонажей, их самая суть, до поры до времени скрытая даже от них самих. Так например главный герой, рассказывая о причинах, побудивших его выбрать карьеру следователя, вспоминает детство, и как мать, которая погибла позднее от рук неизвестного убийцы, застала его за курением.

– Орала, что я слабовольный, не мужчина, – вспоминает рождённый в горах Исса, который так и не бросил курить. 

И таких вот мелочей тьма тьмущая. Я фильм смотрел уже четыре раза на данный момент, и каждый раз нахожу, не соврать, с десяток новых маленьких подсказок, детальки, штрихи. 

Также отличной деталью является общее качество диалогов, а некоторые хлёсткие реплики так просто жемчужины:

– «В нашей стране правосудие – вопрос технический, и зависит от повестки».

– «Системе убийца не нужен, им виновного подавай».

– «А у нас кого не ткни – у всех детство не сахар. Страна такая»

– «Это плохо закончится, всегда так. Вам будет стыдно, а мне пусто». 

Все это умножается на отличную игру не примелькавшихся ещё актёров: нет тут опостылевших Петрова или Козловского, а милиционеры, проститутки или там обычные граждане выглядят именно как милиционеры, проститутки или обычные граждане. Отделение милиции и комнаты для допросов выглядят именно так, как они обычно и выглядят в нашей стране, с художественными акцентами, но все же узнаваемо и аутентично.

Кадр из фильма "Казнь"

Для наглядности можно сравнить с «обычным питерским полицейским участком» из «Майора Грома», вышедшего в том же году:

Питерский полицейский участок из «Майора Грома»

Нет такого, что главные персонажи тащат фильм, а второстепенный каст просто отрабатывает свой гонорар в виде бутерброда и «спасибо» – мощь выдают прям все. Чего стоит только Шахматист, или даже мать одной из жертв – персонаж эпизодический, но залюбуешься. Единственный, кто переигрывает, так это допрашиваемый маньяк, но это как раз таки смотрится, и иногда даже нагоняет немножко жути – эта его зашуганная интеллигентность в сочетании с внезапными истериками. 

Также, думаю, стоит отметить, что фильм довольно жестокий. Следователи не стесняются так называемых «силовых форм» ведения допросов, по сути откровенно пытая подозреваемых. Это тут тоже не просто так, и жестокость «ментов» и следователей противопоставляется жестокости преступников, которых они ловят – зритель может даже до поры до времени оправдывать первых благими намерениями или «гуманностью» самих пыток. Ну то есть «это ж явно маньяк, он явно виновен, чего его жалеть»? Или они ж его не бьют, они просто шуршат бумагой, лишают подозреваемого любой одежды, оскорбляют и унижают его человеческое достоинство. Вспоминаем, опять же, основную идею фильма.

Однако знаете, что в этом фильме лучше всего? Это маленькая, но очень важная деталь: он наш, сделан в России, нашими людьми для наших людей и про нашу страну. То есть по качеству съёмки, режиссуры, актёрской игры и, конечно же, сценария, это уровень лучших представителей Голливуда, без скидок, но сам фильм не является привычным форматом «наш ответ», когда мы делаем всё «как у них», но в декорациях «как у нас». Нет, теперь в нашем кино нашими являются не только декорации, тут теперь наше всё, тут, как говориться, «Русью пахнет».

И именно поэтому «Казнь» – лучший российский фильм последних лет. Я от всей души надеюсь, что в России возьмут этот подход за образец, и наконец-то начнут таки снимать больше наших фильмов. И при этом не забудут сделать им нормальный маркетинг и продвижение, чтобы я о таких штуках с экрана телевизора узнавал, а не случайно на них натыкался два года спустя.

Могут же когда хотят, и хотят же иногда, когда могут. Я аж в русское кино поверил, гордость почувствовал за наш кинематограф – всегда бы так. Заранее, кстати, спасибо всем, кто порекомендует чего ещё годного да нашего в комментариях – посмотрим, обозреем. 

А если вы ещё не видели этот фильм, то оно, конечно, не удивительно, но настоятельно рекомендую попробовать и посмотреть. Есть ненулевая вероятность, что вы тоже уверуете. А там, глядишь, и хороших отечественных фильмов станет больше.

Ваша оценка
( 10 оценок, среднее 5 из 5 )
Егор Емельянов
Егор Емельянов/ автор статьи

Эксперт в области кино с мировым именем (о чём мир пока что даже и не подозревает). Заходите в мои соцсети, чтобы читать больше Емельянова. Или не делайте этого - я не попрошайка.

Загрузка ...
News KinoScan.com