15 марта 1985 года в Бейруте был похищен из собственного дома глава штаб-квартиры ЦРУ США Уильям Бакли. Его предупреждали о нависшей опасности из-за предстоящего суда над боевиками-террористами в Кувейте, но Бакли отмахнулся – «у меня хорошая разведывательная сеть, здесь я в безопасности». Он не скрывался и одним и тем же путём ходил на работу, совершенно не беспокоился.
Ответственность за похищение взяла на себя группировка «Джихад». За освобождение Бакли террористы потребовали 200 тысяч долларов. Власти США пошли на переговоры и согласились заплатить выкуп, а также безуспешно пытались выкупить своего сотрудника за партию оружия.
Похищение столь высокопоставленного офицера стало для ЦРУ настоящей катастрофой: он подвергся нечеловеческим пыткам и сдал всю свою агентурную сеть на территории Кувейта, все члены которой в течение ближайших месяцев были найдены и уничтожены. Этот громкий политический скандал имел международный резонанс и получил название «Ирангейт».

Бакли умер от сердечного приступа ещё 3 июня 1985 года, но до официального заявления террористов в октябре 1985 года о его судьбе ничего не было известно. Тело агента найдут в 1991 году на обочине дороги и в декабре того же года похоронят с почестями на Арлингтонском национальном кладбище в Арлингтоне, Вирджиния.
Спустя 30 лет после трагедии и оглушительного провала спецслужб по мотивам событий того времени снимут полнометражный фильм и мини-сериал, о которых мы вам сейчас и расскажем.
[irp posts=”27431″]
Точка невозврата (2017)
Двукратный номинант на «Оскара» сценарист Тони Гилрой (автор всех частей эпопеи о Джейсоне Борне) задумал написать историю о работе ЦРУ в Ливане ещё в начале 90-х, когда работал на съёмках фильма «Золотой лёд» с продюсером, прежде служившим в ЦРУ, однако идею получилось реализовать только спустя 20 лет.
За постановку лихо закрученной шпионской драмы взялся режиссёр Брэд Андерсон, известный по фильму «Машинист» с Кристианом Бэйлом и работе над популярнейшими криминальными сериалами «Прослушка», «Подпольная империя» и «Вечность».
Для того, чтобы получить удовольствие от фильма и задуматься над глобальными проблемами, затронутыми в нём, не обязательно углубляться в историю взаимоотношений США и стран Ближнего Востока.
Главный герой, сломленный трагической смертью жены Мэйсон Скайлс, бывший заместитель посла в Бейруте, снова должен окунуться в самое пекло бушующей войны, чтобы спасти старого знакомого, которого похитили террористы. В отличие от большинства боевиков того времени, главный герой «Точки невозврата» решает проблемы не оружием и кулаками, а постоянным маневрированием между трёх огней: интересами собственного правительства, требованиями террористов и израильскими спецслужбами.
Интрига фильма держит в напряжении до самого конца не в последнюю очередь благодаря мастерству актёров, исполнивших главные роли – Джонатану Хэмму и Розамунд Пайк. Последняя, при подготовке к роли, даже общалась с бывшими агентами ЦРУ, чтобы понять, как в 80-е в службе относились к женщинам.
Финал фильма, конечно, отличается от трагической развязки реальной истории, которая легла в его основу, но, тем не менее, правдиво показывает хитросплетение политических интриг, которые не всегда получаются так, как их хотели бы провернуть, и которые подчас требуют от причастных людей неимоверного напряжения сил, а иногда стоят и жизни.
Призраки Бейрута (мини-сериал, 2023)
В центре внимания четырёхсерийного шпионского мини-сериала от Showtime «Призраки Бейрута» – охота спецслужб на лидера ливанской «Хезболлы» Имада Мугние, которому удавалось ускользать от двух разведывательных ведомств ЦРУ и «Моссада» более двадцати лет. Одним из действующих лиц является и Уильям Бакли (в блистательном исполнении Гаррета Диллаханта), чья ужасная и мучительная смерть явилась своеобразным рубежом и показала всю несостоятельность операций на территории Ливана.
Основанный на обширном исследовании до сих пор частично засекреченных событий, фильм охватывает десятилетия и переплетается с реальными интервью с важными агентами ЦРУ и «Моссада», связывая хаос Бейрута 1980-х годов со шпионскими играми современного Ближнего Востока.
Мугние был замешан в нападениях «Хезболлы» в 1980-х и 1990-х годах, пока не погиб при взрыве бомбы в Дамаске 12 февраля 2008 года. “Призраки Бейрута” посвящён памяти жертв, погибших за это время в результате террористической деятельности.